Адвокат в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ)

Европейский суд по правам человека является международным судебным органом призванным обеспечить неукоснительное соблюдение прав человека, задекларированных Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятым им к производству по индивидуальным жалобам граждан и жалобам группы лиц, неправительственных организаций на нарушение прав человека. Юрисдикция Европейского суда по правам человека распространяется на 47 государства– членов совета Европы, ратифицировавшие Конвенцию о защите прав человека, в том числе на Россию. Европейский суд постоянно осуществляет свою деятельность во Дворце прав человека в Страсбурге (Франция).

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 ноября 1950 года)

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод вступила в силу 3 сентября 1953 года, действие Конвенции распространяется на Российскую Федерацию с 05 мая 1998 года — с момента ратификации Россией Конвенции.

Европейская Конвенция состоит из трех разделов, первый из которых закрепляет основные права и свободы, такие как право на жизнь, запрещение пыток, запрещение рабства и принудительного труда, право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство, принцип наказания исключительно на основании закона, право на уважение частной и семейной жизни, право на свободу мысли, совести и религии, право на свободу выражения мнения, право на свободу собраний и объединений, право на вступление в брак, право на эффективное средство правовой защиты, принцип запрещения дискриминации и несколько других принципов.

Второй раздел Европейской Конвенции посвящен Европейскому суду по правам человека, которым закреплены принципы учреждения суда, выбора судей, срок их полномочий, компетенция и полномочия суда, порядок рассмотрения дел – в общем и целом принципам функционирования суда и рассмотрения судом жалоб на нарушения государствами-участниками Конвенции прав человека.

Раздел третий Конвенции посвящен ее ратификации, обеспечению со стороны государств-участников соблюдения прав человека, а также порядку денонсации (выходу стороны из договора) Конвенции.

Кроме того, к Конвенции относятся принятые в разное время ряд Протоколов, которые рассматриваются как дополнительные статьи к Конвенции:

Протокол № 1, гарантирующий защиту собственности, право на образование, право на свободные выборы (Париж 20 марта 1952 г.);

Протокол № 2 о наделении ЕСПЧ компетенцией по вынесению консультативных заключений (Страсбург, 6 мая 1963 г.);

Протокол № 4, запрещающий лишение свободы за долги, гарантирующие свободу передвижения и запрещение высылки граждан (Страсбург, 16 сентября 1963 г.);

Протокол № 7, устанавливающий процедурные гарантии в случае высылки иностранцев, право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции, право на компенсацию в случае судебной ошибки, право не быть судимым и наказанным дважды, принцип равноправия супругов (Страсбург, 22 ноября 1984 г.);

Указанные выше протоколы ратифицированы со стороны Российской Федерации наряду с Конвенцией.

Примечательно, что такие протоколы к Конвенции как Протокол № 12, устанавливающий запрет дискриминации (Рим, 4 ноября 2000 г.), Протокол № 6 относительно отмены смертной казни (Страсбург, 28 апреля 1983 г.) и № 13 об отмене смертной казни при любых обстоятельствах (Вильнюс, 3 мая 2002 г.) не вступили в силу в России, хотя протоколы № 6 и 12 подписаны со стороны РФ. Однако, с момента подписания Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод со стороны Российской Федерации 28 февраля 1996 г. смертная казнь в России не применяется, поскольку согласно Венской конвенции 1969 г. о праве международных договоров, государство подписавшее международный договор обязано вести себя в соответствии с таким договором до его ратификации.

Таким образом, de jure и de facto, с подписанием со стороны РФ Протокола № 6, смертная казнь в России отменена, что также подтверждается позицией Конституционного суда РФ  в Постановлении № 3-П от 02 февраля 1999 г.

Подача жалобы в Европейский суд по правам человека в Страсбурге

Подача жалобы в Европейский суд по правам человека имеет свои особенности. Перед тем как приступить к составлению жалобы, необходимо определить ее перспективы. Для этого проводится подробная консультативная беседа, в ходе которой доверитель излагает все обстоятельства, предоставляет документы, отвечает на вопросы адвоката. Очень важно сформировать полную картину, не упуская из виду важные обстоятельства, которые могут влиять на результат рассмотрения в дальнейшем. На основании полученных сведений проводиться анализ перспектив по определенным критериям, характерным только для данного международного судебного органа, позволяющим определить перспективы приемлемости жалобы, или же обратное. Такими критериями являются: выполнение государством негативных обязательств (недопущение нарушения прав и свобод человека самим государством), выполнение позитивных обязательств по недопущению действий, нарушающих права и свободы декларированные Конвенцией о защите прав человека, и процессуальные обязательства по расследованию фактов нарушения прав и свобод (избиению, убийству) – имеется в виду право на эффективное средство правовой защиты. Далее проводится анализ судебной практики Европейского суда по правам человека на предмет рассмотрения судом подобных случаев. Если по результатам анализа можно сделать вывод что имеется перспектива, то адвокат приступает к заполнению специального установленного формуляра жалобы. Важно отметить, что для подачи жалобы с Страсбургский суд, необходимо соблюсти ряд условий, в частности, жалоба подается только после исчерпания всех внутригосударственных средств защиты права, срок обращения в суд составляет шесть месяцев с момента принятия окончательного решения.

Далее формуляр жалобы с приложениями направляется в адрес Европейского суда. По поступлении жалобы в Страсбургский суд, правильность заполнения формуляра жалобы проверяется секретариатом, после чего жалоба регистрируется, о чем направляется уведомление заявителю. Конкретных сроков рассмотрения жалобы судом не установлено, жалобы рассматриваются как только представляется возможность, в среднем такой срок составляет около 5 лет. Но и регистрация жалобы не констатирует факт того, что она будет рассмотрена, регистрация означает, что жалоба поставлена в очередь на рассмотрение на предмет приемлемости, этот период обычно составляет 2-3 года. При неблагоприятном результате изучения жалобы заявитель получает уведомление о неприемлемости жалобы, которое является окончательным, его нельзя обжаловать. При благоприятном исходе изучения, жалоба признается приемлемой и наступает следующий этап.

Коммуникация жалобы в Европейском суде по правам человека

На этапе коммуникации жалобы Европейским судом, жалоба направляется на рассмотрение Правительства государства против которого она подана, о чем сообщается заявителю. Также на этом этапе оформляется доверенность на представительство адвокатом заявителя (Европейский суд предъявляет особые требования к доверенности, которая должна быть установленной формы и содержать подписи как представляемого, так и адвоката), решается вопрос о выделении средств на оплату услуг адвоката и на подготовку письменных документов, выясняются предпочтения относительно устного или письменного порядка рассмотрения жалобы.

После получения жалобы, Правительство направляет суду в установленный срок меморандум (свою позицию относительно жалобы), который направляется адвокату, для того чтобы тот имел возможность ответить на вопросы суда и возразить на меморандум. И Правительству и адвокату дается восемь недель на направление меморандума.

Если у суда после данной процедуры более не возникнет вопросов к Правительству и адвокату, то в среднем по истечение года, адвокат может получить решение по вопросу приемлемости жалобы. Если жалоба объявлена неприемлемой, то на этом рассмотрение в ЕСПЧ заканчивается, у адвоката нет возможности обжаловать такое решение.

Коммуникация жалобы перед принятием решения ЕСПЧ по существу

Если жалоба на предыдущем этапе объявлена приемлемой, то она будет рассмотрена Европейским судом по существу. На этом этапе предоставляются дополнительные документы, которые стороны хотят представить, в срок одинаковый доля обеих сторон. Такие документы предоставляются на одном из официальных языков Совета Европы. Именно на этом этапе заявителю следует выдвигать требования о справедливой компенсации морального вреда, материального вреда и судебных издержек. Обычно суд присуждает компенсацию именно морального вреда, что объясняется содержанием обжалуемых действий нарушающих права и свободы. Размер такой компенсации обычно составляет от 500 до 5000 евро. Судебные расходы на подачу жалобу в ЕСПЧ должны быть документально подтверждены.

Слушание дела, постановление решения ЕСПЧ по жалобе

Слушание дела в ЕСПЧ обычно происходит в палате, состоящей из семи судей. В самом заседании принимают участие адвокат заявителя и представитель государства-ответчика. Выступление происходит на английском или французском языке и ограничено по времени, обычно на выступление дается не более тридцати минут. В своем выступлении сторона излагает суду свою правовую позицию. Последовательность выступлений определяется стадией дела, если решается вопрос приемлемости, то первой выступает сторона правительства, если жалоба решается по существу, то адвокат заявителя. После слушания Европейский суд постановляет решение. Постановление ЕСПЧ принятое палатой из семи судей может быть обжалованы в исключительных случаях в большую палату из семнадцать судей в исключительных случаях в течение трех месяцев.

Решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ)

Государства-участники Конвенции о защите прав человека и основных свобод обязуются исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами. Европейский суд по результатам рассмотрения жалобы по своей сути констатирует нарушение прав и свобод декларированных Конвенцией и присуждает заявителю справедливую компенсацию, но не имеет полномочий пресечения нарушения прав и свобод. Окончательное постановление Суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его исполнением. Решения ЕСПЧ можно рассматриваются как источник права, под влиянием  Европейского суда меняется законодательства стран-участников Совета Европы.